«Тобольский мыслитель» — каменная антропоморфная скульптура.
Знаменитая скульптура из коллекции Костанайского областного историко-краеведческого музея выполнена в технике пикетажа в сочетании с подшлифовкой. В 1976 году на правом берегу реки Тобол (верхняя надпойменная терраса) неподалеку от города Костаная найдена каменная скульптура, изображающая сидящего обнаженного человека, смотрящего в небо. Механизаторы пригородного совхоза «Мичуринский» нашли скульптуру при вспашке земли рядом со срезанным бульдозером холмом в двух километрах юго-западнее центральной усадьбы совхоза.
Бригадир В.М. Елисеев передал находку в Костанайский областной историко-краеведческий музей. На место обнаружения скульптуры выехали археологи Г.Б. Зданович и А.А. Плешаков. Учитывая топографию местности, отсутствие характерных для культурного слоя находок и найденный при дополнительном исследовании поблизости ладьевидный каменный терочник, они пришли к выводу о том, что здесь был могильник или жертвенный холм.
Находка относится к кругу сидящих антропоморфных (изображающих человека) скульптур лесостепной Азии и датируется концом III – началом II тысячелетия до новой эры. Скульптура выполнена из серовато-коричневого крупнозернистого камня (по первоначальному определению археологов Г.Б. Здановича и А.А. Плешакова – гранита, по последующему определению старшего геолога объединения «Севказгеология» Ю.И.Рылова – песчаника). Высота изделия 20,2 сантиметра, вес 4 килограмма, сохранность хорошая. Некоторые повреждения имеются только в нижней части предмета – здесь фиксируется ряд мелких сколов и отбито основание правой ноги.
Скульптура изображает сидящего мужчину, его крупная, поданная вперед голова низко посажена на короткую массивную шею. Лицо обращено вверх, в небо. Крупный, высокий нос, тяжелый волевой подбородок, губы плотно сомкнуты, нижняя челюсть кажется особенно массивной из-за подчеркнутых желваков. Наиболее оригинальной частью скульптуры является изображение глазниц. Они занимают почти половину лица и показаны двумя округлыми выемками с выпуклым краем. Кривизна выемок рассчитана таким образом, что при ровном дневном свете возникает иллюзия полузакрытых глаз. Впечатление взгляда создается падающей тенью. С изменением освещения направление взгляда меняется. Во всем облике нарочитое несоблюдение пропорций. Но вся асимметрия очень тонко уравновешена: например, голова слабо наклонена в одну сторону, а само лицо немного развернуто в другую. Отклонения не бросаются в глаза, а лишь делают фигуру органичной и естественной, а перетекающие друг в друга впадины и выпуклости наполняют её внутренним движением.
Особую роль играет фактура камня. Разносортные зерна породы, в том числе и поблескивающего кварцита, при шлифовке выкрашивались, образуя неровную, тускло мерцающую поверхность, что еще более усиливает иллюзию скрытого движения фигуры.
В работе древнего скульптора чувствуется глубокое знание анатомии, мастерское умение обработки камня и удивительный профессионализм в стилизации изображения.